Правильное питание - залог здоровья!!!
09.01.2024
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
        Пища –
 единственный источник, с которым ребенок
        получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная
 деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества
 употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что
        «трудный» характер ребенка часто является результатом 
нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные 
способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для
        него процесс обучения. 
Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
        К особенностям этого возрастного периода относится также 
значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока 
информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с
        дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, 
домашнее задание).
        Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику 
необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности 
его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах,
        энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от 
возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте 
дети должны получать биологически полноценные продукты,
        богатые белками, минеральными солями и витаминами.
        Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
        Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% 
от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни 
ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются
        нарушения функции коры головного мозга, снижается 
трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается 
успеваемость.
        В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком:
 яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном
 меню необходимы молочные и
        кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и 
рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что 
дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая
        способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – 
основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение 
следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно
        действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает 
дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. 
Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся
        в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных 
микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит
 к снижению заболеваемости дисбактериозом.
        Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем 
содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше 
магния, чем в белом хлебе.
    
        
Овощи –
 необходимый источник витаминов и микроэлементов. В
        рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо
 иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно
 употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов
        и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых 
масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к 
хроническим заболеваниям органов пищеварения.
        Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным 
завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому 
завтрак должен содержать достаточное количество пищевых
        веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он 
должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, 
крупяное. В состав обеда следует включать максимальное
        количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из
 молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не 
рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая
        белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и 
медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают 
за ночь.
        Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, 
медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения 
способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для
        насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: 
витамины В1, В2, В6.
        В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания 
содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, 
петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста,
        сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, 
крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло 
оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы,
        ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.
    
        Принципы сбалансированного питания
    
- если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
 - в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;
 - совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
 - процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
 
        Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
        Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В 
жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3
 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе
        много витаминов и микроэлементов.
        Овощи — это продление жизни.
        В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые 
играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как 
работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье
        и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение 
составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% 
белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к
        животному белку.
        Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также 
содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, 
эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ.
        Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, 
медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания 
жизнедеятельности.
        Все знают, что фрукты полезны.
        В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без 
вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах 
(абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в
        семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много 
витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей
 усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится
        большое количество калия, который так необходим для работы 
нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой 
(железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки,
        груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами,
 которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы,
 выводят токсические вещества.
    
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
- Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
 - Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
 - Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома). - Следует употреблять йодированную соль.
 - В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
 - Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
 - Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
 - Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
 - Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
 
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
- Когда нет чувства голода.
 - При сильной усталости.
 - При болезни.
 - При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
 - Перед началом тяжёлой физической работы.
 - При перегреве и сильном ознобе.
 - Когда торопитесь.
 - Нельзя никакую пищу запивать.
 - Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
 
Рекомендации:
- В питании всё должно быть в меру;
 - Пища должна быть разнообразной;
 - Еда должна быть тёплой;
 - Тщательно пережёвывать пищу;
 - Есть овощи и фрукты;
 - Есть 3—4 раза в день;
 - Не есть перед сном;
 - Не есть копчёного, жареного и острого;
 - Не есть всухомятку;
 - Меньше есть сладостей;
 - Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
 
        Здоровое питание – это
        ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, 
изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, 
рыбы, постного мяса.
    
        А также…
        Умеренность.
        Четырехразовый приём пищи.
        Разнообразие.
        Биологическая полноценность.
    
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.07.2023
Дата обновления: 31.01.2024
Дата публикации: 09.01.2024