Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гилёвская основная общеобразовательная школа №19 623653, Свердловская область, д. Гилёва, ул. Первомайская, 20 E-mail: gileva19@ya.ru Сайт:http://www.goosh19.ucoz.ru Телефон/факс: 8(34367)28-8-41 Рассмотрено и утверждено на на педагогическом совете №1 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Гилёвская ОООШ №19 Л.А. Сивирьянова Приказ № 58/3 от «31» августа 2022 г. О ФОРМАХ, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПОРЯДКЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. 1. Общие положения 1.1. Положение «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в условиях реализации ФГОС» (далее - Положение) конкретизирует положения образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гилёвская основная общеобразовательная школа №19 (далее - Школа) в части регламентации процесса функционирования системы оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения образовательной программы и определяет: формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости учащихся; формы и порядок проведения их промежуточной аттестации; порядок перевода в следующий класс по итогам учебного года, а также устанавливает единые требования к выставлению отметок. 1.2. Настоящее разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 31.12.2015г №1576); • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 31.12.2015г №1577); • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; • Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.01.2014 № 2; • Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32; • СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32; • Уставом ОО; Локальными нормативными актами ОО; • основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего образования. 1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестации учащихся проводятся в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план. 1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями, локальными актами и распорядительными документами школы. 1.5. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления анализа работы школы, отчета о самообследовании, отчётов для управления образования Администрации Тугулымского городского округа , других форм статистической отчётности. 1.6. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся являются участники образовательных отношений: администрация школы, педагоги, учащиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, представители учредителя. 1.7. Принятие Положения, а также внесение в него изменений и дополнений относится к компетенции педагогического Совета школы. Решение педагогического совета утверждается приказом директора. 2. Текущий контроль успеваемости учащихся 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся представляет собой систему контрольных процедур, обеспечивающих систематический контроль за уровнем освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ, прочностью формируемых предметных знаний, умений, навыков, степенью сформированности у них универсальных учебных действий и ценностных ориентаций. 2.2. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется учителем в течение учебного года на текущих занятиях и после изучения логически завершенных частей учебного материала в соответствии с учебной программой. 2.3. Текущий контроль успеваемости в школе проводится: поурочно, по окончании темы (1-9 классы); по учебным четвертям (2-9 классы); по полугодиям (2-9 классы). 2.4. Периодичность и формы поурочного и тематического контроля: определяются учителями самостоятельно с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам (модулям) индивидуальных особенностей учащихся, используемых образовательных технологий и отражаются в календарно – тематических планах, рабочих программах учителя. 2.5. Возможными формами текущего контроля успеваемости являются: Письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы; тестирование; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и др. Устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и др. Комбинированная проверка - предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся. 2.6. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется: • в 1-х классах - без фиксации образовательных результатов в виде отметок и использует только положительную и не различаемую по уровням фиксацию; • во 2–9-ых классах - в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. В отдельных случаях, оговоренных ниже, допускается использование зачетной системы оценивания. Во 2-9-х классах отметки выставляются, начиная с первого полугодия. 3а устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и дневник учащегося. За выполненную письменную работу отметка заносится в классный журнал в графу, которая отражает тему контроля. За сочинение, изложение или диктант с грамматическим заданием в классный журналы выставляются 2 отметки. Особенности оценки всех форм текущего контроля образовательных результатов обучающихся регламентируются критериями оценки образовательных результатов обучающихся. В рамках текущего контроля успеваемости по отдельным предметам предусмотрены обязательные формы контроля (письменные и практические контрольные работы). 2.7. При текущем контроле успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «неудовлетворительно». • балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала; письменные работы выполняет уверенно и аккуратно; • балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок; легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; в письменных работах делает незначительные ошибки; • балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий; • балл «2» ставится, когда у ученика имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Знания, оцениваемые баллами «4» и «5», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий. 2.8. По русскому языку и математике отметка выставляется с учетом результатов письменных контрольных работ. 2.9. Для выставления отметки за четверть необходимо наличие 3-х или более текущих отметок при одном часе в неделю, 6-ти и более отметок при двух часах в неделю. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок при одном часе в неделю, 10–ти и более - при двух часах в неделю и т.д. Если предмет изучается в объеме 1 час в неделю, то допускается оценивание предмета за полугодие. 2.10. Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных и других медицинских организациях осуществляется в этих организациях, а полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, полугодовых отметок. 2.11. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки. 2.12. При выставлении неудовлетворительной отметки учащемуся, учитель-предметник должен запланировать повторный опрос данного учащегося на следующих уроках с выставлением отметки. 2.13. При пропуске учащихся по уважительной причине более 70% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для получения отметки за четверть (полугодие) учащийся подлежит текущему контролю на уровне администрации школы по индивидуальному графику. 2.14. Отметки учащемуся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов тематического и поурочного текущего контроля успеваемости, за 3 дня до начала каникул или начала промежуточной/итоговой аттестации. 2.15. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются на основе отметок, выставленных в результате поурочного и тематического текущего контроля успеваемости как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных учащимися в период четверти (полугодия) по данному предмету. Если средняя арифметическая отметка «2,5», «3,5», «4,5», учитель вправе учитывать результаты контрольных испытаний в течение четверти (полугодия). 2.16. По курсу ОРКСЭ/ОДНКНР вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. 2.17. Оценивание курсов по предмету во 2- 9 классах проводится по пятибалльной шкале в случае, если на курс отводится не менее 34 часов в год. Если курс краткосрочный, используется зачетная система. 2.18. С целью предупреждения неуспеваемости и улучшения отметок за четверть (полугодие) в 5–9-х классах предусмотрено предварительное выставление отметок по каждому предмету учебного плана за 2 недели до начала каникул. 2.19. Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определятся ее организационной моделью. 2.20. Текущий контроль по четвертям (полугодиям) детей – инвалидов и учащихся, обучавшихся на дому, проводится по текущим отметкам. 2.21. По итогам текущего контроля за четверть (полугодие) классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о его результатах, путём выставления отметок в дневники учащихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме (уведомление) под роспись родителей (законных представителей) учащихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле учащегося. 2.22. Все контрольные мероприятия проводятся в рамках текущего контроля успеваемости во время учебных занятий и в рамках учебного расписания. 2.23. В случае невыполнения учащимся письменной работы по причине отсутствия учитель принимает меры по выполнению учащимся данной работы в пределах учебной четверти (полугодия). 3. Промежуточная аттестация учащихся 3.1. Промежуточная аттестация учащихся представляет собой процедуру определения степени соответствия образовательных результатов, продемонстрированных учащимися в текущем учебном году требованиям федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам (модулям). В ходе промежуточной аттестации фиксируется результат освоения учащимися определенной части образовательной программы соответствующего уровня общего образования и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения 3.2. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 2-8 классов школы, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования во всех формах обучения. Промежуточную аттестацию в школе могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы: в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся начального общего образования, основного общего образования. 3.3. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с аттестационными испытаниями или промежуточную аттестацию без аттестационных испытаний. Промежуточная аттестация без аттестационных испытаний осуществляется по результатам текущего контроля по четвертям (полугодиям) и фиксируется в виде годовой отметки. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями предусматривает проведение специальных контрольных процедур по отдельным предметам с выставлением по их результатам отдельной отметки, которая в совокупности с годовой отметкой определяет итоговую отметку. 3.4. Аттестационные испытания в рамках текущей аттестации проводятся только по предметам, включённым в учебный план. Количество предметов, по которым предусмотрены аттестационные испытания и возможные формы их проведения устанавливаются учебным планом школы. Перечень предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, с аттестационными испытаниями для конкретных классов формируется ежегодно в срок до 10апреля, рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом директора школы. 3.5. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются годовым учебным графиком. 3.6. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями может проводиться в форме: • комплексной контрольной работы; • итоговой контрольной работы; • письменных и устных экзаменов; • тестирования; • защиты реферата; • защиты индивидуального/группового проекта; • иных формах, определяемых учебным планом школы на учебный год. 3.7. Формы аттестационных испытаний в рамках проведения промежуточной аттестации по конкретным предметам и классам определяются учебным планом школы, рассматриваются педагогическим советом и утверждаются приказом до 10 апреля текущего года. Возможными формами аттестационных испытаний в рамках проведения промежуточной аттестации в 1-4 классах являются: • по русскому языку – контрольный диктант; • по математике – письменная контрольная работа; • по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному • чтению – комплексная работа, тестирование. Возможными формами аттестационных испытаний в рамках проведения промежуточной аттестации в 5-7 классах являются: • по русскому языку – диктант с грамматическим заданием; • по математике – письменная контрольная работа; • по остальным предметам учебного плана – экзамен в устной форме (по билетам), тестирование, включающее задание с развёрнутым ответом, контрольная работа, зачёт, защита рефератов и проектов. Возможными формами аттестационных испытаний в рамках проведения промежуточной аттестации в 8 классах являются: • по русскому языку, математике, другим предметам – тестирование в форме ОГЭ. Письменные работы и протоколы аттестации хранятся в школе в течение одного года. 3.8. Расписание аттестационных испытаний в рамках промежуточной аттестации по предметам и классам, утверждается приказом не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации. В расписании предусматривается: • не более одного вида контроля в день для каждого ученика; • не менее 2-х дней для подготовки к следующему контролю; • проведение не менее одной консультации. 3.9. В 9 классе проводится государственная итоговая аттестация. 3.10. Промежуточная аттестация учащихся классов, в которых реализуется ФГОС второго поколения, проводится с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы соответствующей ступени образования: личностным, метапредметным, предметным. 3.11. К аттестационным испытаниям в рамках промежуточной аттестации допускаются все учащиеся, освоившие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования; в том числе имеющие неудовлетворительные отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 3.12. От аттестационных испытаний в рамках промежуточной аттестации могут быть освобождены учащиеся: • по состоянию здоровья на основании заключения медицинской организации, в том числе находящиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; • достигшие отличных результатов в изучении всех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) учебного плана, победители предметных олимпиад муниципального, регионального и федерального уровня. Решение об аттестации таких учащихся по результатам текущего контроля с фиксацией в виде годовой отметки принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора. 3.13. Промежуточная аттестация детей – инвалидов, а также учащихся, обучавшихся на дому, проводится без аттестационных испытаний по итогам года. 3.14. Для учащихся, не прошедших промежуточную аттестацию предусматриваются дополнительные сроки проведения промежуточной аттестации. Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут: • быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей; • пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей • быть освобождены от аттестации на основании п. 3.12 настоящего Положения. 3.15. Для организованного проведения промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями по каждому предмету создаётся аттестационная комиссия, в количестве не менее 3-х человек, включающая представителя администрации и учителей – предметников классов, в которых данный предмет вынесен на промежуточную аттестацию. Состав комиссий утверждается приказом по школе. 3.16. Контрольно-измерительные материалы, для проведения текущей аттестации с аттестационными испытаниями разрабатываются и рассматриваются на уровне методического объединения, согласуются с заместителем директора и утверждаются приказом по школе не позже, чем за две недели до начала промежуточной аттестации с соблюдением режима конфиденциальности. Содержание письменных работ, тестов должно соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебной программы, учебным программам по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), годовому тематическому планированию учителя – предметника. 3.17. Материалы для аттестационных испытаний для проведения промежуточной аттестации разрабатываются на уровне методического объединения до 20 апреля текущего года и утверждаются приказом директора. Возможно привлечение независимых институтов для разработки аттестационных испытаний. Комплект аттестационных материалов должен включать: • титульный лист; • пояснительная записка; • аттестационный материал; • варианты решений; • инструкции по технике безопасности для решения экспериментальных задач. В пояснительной записке желательно отразить: • нормативные основания для разработки аттестационного материала; • наименование программы и учебника; • время, отводимое для выполнения работы; • структуру аттестационного материала; • памятка для учащихся по выполнению работы; • критерии выставления оценки. 3.18. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных представителей) в установленные сроки посредством размещения на информационных стендах и на официальном сайте школы. 3.19. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не предусмотрена. 3.20. Результаты промежуточной аттестации отражаются в классном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале. 3.21. Годовые отметки выставляются на основе четвертных (полугодовых) отметок, как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое отметок, полученных учащимися в учебном году по данному предмету. Если средняя арифметическая отметка «2,5», «3,5», «4,5», учитель вправе учитывать результаты контрольных испытаний в течение года. 3.22. Итоговые отметки выставляются во 2-8 классах на основе годовых отметок и отметок за аттестационные испытания как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое данных отметок. Итоговая отметка не может быть выше аттестационной в случае, когда годовая отметка была выставлена в результате математического округления, т.е. с повышением балла в пользу ученика. Итоговые отметки за 9 класс по математике, русскому языку и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс. 3.23. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием для их перевода в следующий класс для продолжения обучения во 2-9-х классах. Положительная годовая отметка является допуском для учащихся 9-го класса к государственной итоговой аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы. 3.24. При положительной годовой отметке, но неудовлетворительной отметке за аттестационное испытание на промежуточной аттестации учащемуся не может быть выставлена положительная итоговая отметка. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 3.25. Учащиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по предмету (т.е. академическую задолженность), по которому проводится аттестационное испытание, допускаются к аттестационному испытанию по данному предмету. Получение положительной отметки по этому предмету на аттестационном испытании признается ликвидацией академической задолженности. При получении неудовлетворительной отметки на аттестационном испытании учащемуся выставляется неудовлетворительная отметка, он переводится в следующий класс условно. В течение следующего года он обязан ликвидировать данную академическую задолженность. 3.26. Учащиеся переводных классов, имеющие неудовлетворительные годовые отметки по предметам, по которым не проводятся аттестационные испытания, не обязаны дополнительно к установленным проходить аттестационные испытания по данным предметам. Полученные неудовлетворительные годовые результаты признаются академической задолженностью. 3.27. Для учащихся, не прошедших аттестационные испытания по уважительным причинам, предусматриваются дополнительные сроки промежуточной аттестации 3.28. Учащиеся, получившие по аттестационным испытаниям неудовлетворительную отметку, имеют право пройти испытание повторно до окончания срока промежуточной аттестации. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительной причины признаются академической задолженностью. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в школе создается комиссия. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся обязаны создать условия учащимся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль своевременности ее ликвидации. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальным учебным планам. 3.29. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации путем выставления отметок в дневники учащихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации сообщают родителям (законным представителям) учащихся в письменной форме под роспись с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле учащегося. 3.30. Учащиеся их родители (законные представители) могут обжаловать результаты контрольного мероприятия или промежуточной аттестации в случае нарушения школой процедуры аттестации в 3-дневный срок со дня проведения промежуточной аттестации. Заявления учащихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами контрольного мероприятия по учебному предмету или промежуточной аттестации, рассматриваются в установленном порядке комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений школы. Для пересмотра результатов промежуточной аттестации на основании письменного заявления родителей комиссия в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей (законных представителей) учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 3.31. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело. 3.32.Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета. 4. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС 4.1. В связи с реализацией ФГОС осуществляются следующие мероприятия: 4.1.1. Оценка достижений планируемых результатов: • личностных, включающих готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности (не оцениваются, обобщенная оценка представляется в результатах мониторинговых исследований, проводимых педагогом- психологом); • метапредметных, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; • предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 4.1.2. Организация работы по накопительной системе оценки в рамках «Портфолио» обучающихся 5-9-х классов по трём направлениям: систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.); • • творческие работы, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по предметам учебного плана; материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.) 4.2. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (пятибалльная). Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» - решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. 4.3. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. 4.4. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится «Портфель достижений» (портфолио). Итоговая отметка за основную среднюю школу принимается на основе результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) и всех результатов (личностных, метапредметных, предметных), накопленных в «Портфолио» обучающегося за пять лет обучения в основной школе. 4.5. «Портфолио» обучающегося - обязательный компонент определения итоговой оценки результатов освоения основной образовательной программы. «Портфолио» обучающегося - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ обучающимся своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. 4.6. Основные разделы «Портфолио»: • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц – результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); • показатели метапредметных результатов (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов); • показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной деятельности), включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности). 4.7. Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного обучающимся – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития. 5. Система оценки результатов по ФГОС 5.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). 5.2. Результаты на уроке оценивает сам обучающийся по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена. 5.3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением). 5.4. В соответствии с требованиями ФГОС вводятся «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в бумажном или электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития обучающегося, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В таблице отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-балльной системе. 5.5. «Таблицы образовательных результатов» включают в себя три группы таблиц: - таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов – все предметы учебного плана; • таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия; • таблицы ЛИЧНОСТНЫХ не персонифицированных результатов. 5.6. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно (минимум) за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно); за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум) за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку – по решению учителя и школы. 5.7. Типы оценок – текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика), за тематические проверочные (контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с правом пересдачи хотя бы один раз. 5.8. Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» основной образовательной программы основного общего образования) и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в программе. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетами); Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочетами). Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных обучающихся по отдельным темам сверх школьных требований, качественная оценка «превосходно». 5.9. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие: 5.9.1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в области формирования способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. 5.9.2. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе – государственной), характеризующие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т.е. является внешней оценкой. 5.10. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ. Приложение 1 четверть 5 4 5 5 3 4 5 5 5 3 3 3 4 5 3 3 3 3 3 2 Примеры выставления годовых отметок во 2 - 9 классах 2 четверть 3 четверть 4 четверть 4 4 5 4 4 3 3 3 3 4 5 2 3 3 3 2 2 4 2 3 5 5 4 4 3 4 3 5 5 3 4 3 3 5 4 3 3 4 3 2 4 5 4 4 4 3 3 5 3 4 3 4 3 4 5 2 3 3 4 2 годовая 5 5 5 4 4 4 4 5 4 4 4 3 3 4 4 3 3 4 3 2 годовая Примеры выставления итоговых отметок во 2-8 классах аттестационная итоговая оценка оценка 5 5 5 5 4 4 5 5 4 5 5 4 4 4 4 4 3 2 5 5 4 3 3 4 2 5 4 4 4 3 4 3 3 3 2 4 4 2 2 4 3 2 примечание если годовая отметка выставлена по среднему баллу 4,5 академическая задолженность если в одной из четвертей есть «5» и нет «3» если нет ни в одной из четвертей «5» если годовая отметка выставлена по среднему баллу 3,5 академическая задолженность если в одной из четвертей есть «4» и нет «2» если нет ни в одной из четвертей «4» академическая задолженность 1-е полугодие 5 5 5 4 5 5 5 5 4 4 4 3 4 4 2 2 Примеры выставления годовых и итоговых отметок в аттестат в 9 классе. 2-е полугодие Годовая Аттестационная 5 5 5 5 5 3 5 5 4 5 4 4 3 3 4 4 4 4 3 3 3 3 5 5 5 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 4 4 3 5 3 5 4 3 5 4 3 3 2 Итоговая 5 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 2