русский язык 3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Тугулымский городской округ
МБОУ Гилевская ООШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3235082)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 3 класса

д.Гилёва 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой
всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в
изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим
учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать
нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в

обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию
внутренней
позиции
личности.
Личностные
достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми
личностными
результатами
являются
развитие
устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности
за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой
материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского
языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков

использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 3 классе – 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий),
парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение
изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ,
в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова;
признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах
корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение
изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка,
суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в
словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён
существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го
склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён
прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:

формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а,
но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное
отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное
отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;


проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой
работы,
о
результатах
наблюдения,
выполненного
миниисследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
 производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
 определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
 различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния
термина); различать однокоренные слова и синонимы;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
 выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы
и антонимы к словам разных частей речи;
 распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые
случаи);
 определять значение слова в тексте;
 распознавать имена существительные; определять грамматические признаки
имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе
имена существительные с ударными окончаниями;
 распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки
имён прилагательных: род, число, падеж;
 изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном
числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
 распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что
делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов:
форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по
временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
 распознавать личные местоимения (в начальной форме);
 использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
 различать предлоги и приставки;
 определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;





















находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать
небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные ЦОР

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

9

5

Морфология

43

6

Синтаксис

13

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Резервное время

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные ЦОР

Всего

1

Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1

2

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста

1

3

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста,
основная мысль текста

1

4

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок

1

5

Определение типов текстов:повествование, описание, рассуждение

1

6

Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение)

1

7

Определение типов текстов: обобщение

1

8

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений

1

9

Предложение

1

10

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное
составление рассказа по картине К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы"

1

11

Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее
представление)

1

12

Связь слов в предложении

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ebc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84239ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423826

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428268

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8423682

13

Главные члены предложения

1

14

Подлежащее

1

15

Сказуемое

1

16

Подлежащее и сказуемое

1

17

Второстепенные члены предложения

1

18

Предложения распространённые и нераспространённые

1

19

Однородные члены предложения

1

20

Однородные члены предложения с союзами и, а, но

1

21

Однородные члены предложения без союзов

1

22

Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы.Предложение и
словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по
картине В. Д. Поленова "Золотая осень"

1

23

Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Простое и сложное
предложение (общее представление). Запятая между частями сложного
предложения

1

24

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы

1

25

Работаем с толковыми словарями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423d3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84248ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424a96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424d3e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84252c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426dd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422ac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e,
https://m.edsoo.ru/f8444bfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f168

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938

26

Прямое и переносное значение слова

1

27

Наблюдаем за значениями слов в тексте

1

28

Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы

1

29

Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста

1

30

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.
Имя числительное

1

31

Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по
коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды"

1

32

Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f50a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f708

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843157a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e,
https://m.edsoo.ru/f84437ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421468

Библиотека ЦОК
33

Характеристика звуков русского языка

1

34

Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих,
буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

35

Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком

1

https://m.edsoo.ru/f841fb4a,
https://m.edsoo.ru/f841fe24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842009a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c

Библиотека ЦОК
36

Соотношение звукового и буквенного состава слов

1

37

План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно
составленному плану

1

https://m.edsoo.ru/f84202ac,
https://m.edsoo.ru/f8420644,
https://m.edsoo.ru/f8420842,
https://m.edsoo.ru/f84209d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423272,

https://m.edsoo.ru/f84234ca

Библиотека ЦОК
38

Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

1

39

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями

1

40

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е

1

41

Окончание как изменяемая часть слова

1

42

Нулевое окончание

1

43

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим
заданием

1

44

Корень, приставка, суффикс — значимые части слова

1

45

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса

1

46

Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В
голубом просторе"

1

47

Состав слова: обобщение

1

48

Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план

1

49

Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов"

1

50

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

51

Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в

1

https://m.edsoo.ru/f8421800,
https://m.edsoo.ru/f8421238

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426080

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84219d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84222d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84300e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84220ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426238

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421e54

Библиотека ЦОК

корне слова

https://m.edsoo.ru/f8428c7c

52

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова

1

53

Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными
в корне слова

1

54

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне
слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку

1

55

Непроизносимые согласные в корне слова

1

56

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова

1

57

Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова

1

58

Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня

1

59

Правописание слов с удвоенными согласными

1

60

Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Проверочный диктант

1

61

Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова
"Снегурочка"

1

62

Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание слов с орфограммами в корне"

1

63

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.

1

64

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов

1

65

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842dcb8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842df92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421c24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b42c,
https://m.edsoo.ru/f842b648

приставок с "а"
66

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок

1

67

Закрепляем правописание суффиксов и приставок

1

68

Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки. Диктант с
грамматическим заданием

1
Библиотека ЦОК

69

Разделительный твёрдый знак

1

70

Знакомство с жанром объявления

1

71

Объясняющий диктант: повторение правил правописания

1

72

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не
соединёнными союзами

1

73

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными повторяющимися союзами и, или

1

74

Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ

1

75

Продолжаем учиться составлять план текста. Составление и запись текста по
рисунку на одну из данных тем

1

76

Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

77

Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

78

Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

79

Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами

1

https://m.edsoo.ru/f8423f9c,
https://m.edsoo.ru/f8424190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84276d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842730e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424f28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422494

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae

80

Ознакомительное чтение: когда оно нужно

1

81

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части
речи

1

82

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Подробное
изложение по самостоятельно составленному плану

1

83

Изложение текста с опорой на коллективно составленный план

1

84

Число имён существительных

1

85

Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные, имеющие форму одного числа

1

86

Изменение имён существительных по числам

1

87

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

88

Род имён существительных

1

89

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

1

90

Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных»

1

91

Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных». Объяснительный диктант

1

92

Изложение текста с опорой на коллективно составленный план

1

93

Падеж имён существительных

1

94

Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа покартине
И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

1

95

Падеж имён существительных: именительный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428aec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c750

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84296c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84291f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429cd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429adc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842900a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a086

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

96

Падеж имён существительных: родительный падеж

1

97

Падеж имён существительных: дательный падеж

1

98

Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта

1

99

Падеж имён существительных: винительный падеж

1

100

Падеж имён существительных: творительный падеж

1

101

Падеж имён существительных: предложный падеж

1

102

Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Сочинение
по картине

1

103

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения

1

104

Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план

1

105

Обобщение знаний об имени существительном. Коллективное составление текста
по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" (по опорным словам)

1

106

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 1го склонения

1

107

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

1

108

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 2го склонения

1

109

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

1

110

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 3го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b878

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842ba62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bd28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bf44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428e2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c32c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c53e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c958

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842cb2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d240

111

Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев

1

112

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

1

113

Правописание окончаний имён существительных во множественном числе

1

114

Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация
знаний

1

115

Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имён
существительных)

1

116

Правописание безударных окончаний имён существительных: обобщение

1

117

Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

1

118

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи

1

119

Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в
научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в
описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

1

120

Изменение имён прилагательных по родам

1

121

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

1

122

Изменение имён прилагательных по числам

1

123

Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени
прилагательного

1

124

Склонение имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d47a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e38e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d682

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e56e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e974

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e758

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842eb5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f036

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842edb6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f3a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fbda

125

Значения имён прилагательных

1

126

Наблюдение за значениями имён прилагательных

1

127

Значения имён прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по
картине В. А. Серова "Девочка с персиками"

1

128

Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном
числе

1

129

Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во
множественном числе

1

130

Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во
множественном числе. Диктант с грамматическим заданием

1

131

Обобщение знаний о написании окончаний имён прилагательных

1

132

Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

1

133

Обобщение знаний о написании окончаний имён существительных и имён
прилагательных

1

134

Местоимение (общее представление)

1

135

Личные местоимения

1

136

Как изменяются личные местоимения

1

137

Резерный урок по разделу морфология: отработка темы "Изменение личных
местоимений"

1

138

Употребление личных местоимений в речи

1

139

Правописание местоимений с предлогами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f6f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fa4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fea0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430332

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430ff8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84311d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84313a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431746

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843191c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431d40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431b06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843233a

140

Правописание местоимений

1

141

Знакомство с жанром письма

1

142

Учимся писать письма

1

143

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте

1

144

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но

1

145

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи

1

146

Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным
рисункам

1

147

Неопределённая форма глагола

1

148

Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным
порядком слов

1

149

Настоящее время глаголов

1

150

Будущее время глаголов

1

151

Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме

1

152

Наблюдение за связью предложений в тексте. Выборочное подробное изложение
повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному
плану

1

153

Род глаголов в прошедшем времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84324ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843260a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431fd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432a1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432d80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843303c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433500

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843337a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433e88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434072

154

Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени

1

155

Резерный урок по разделу морфология: отработка темы

1

156

Частица не, её значение

1

157

Правописание частицы не с глаголами

1

158

Создание собственных текстов-рассуждений.Составление совета-рассуждения с
использованием побудительных предложений и глаголов с частицей НЕ

1

159

Правописание глаголов

1

160

Резерный урок по разделу морфология: отработка темы. Диктант

1

161

Части речи: систематизация изученного в 3 классе

1

162

Части речи: обобщение. Подробное изложение повествовательного текста

1

163

Резерный урок по разделу морфология: проверочная работа

1

164

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но.
Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев

1

165

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в
корне, приставках, окончаниях

1

166

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами

1

167

Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

168

Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

169

Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились
на уроках правописания в 3 классе"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843422a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84343e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433cda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433924

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423b6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8425cca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8425ea0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434dd8

170

Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является
родным

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
170

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ef10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://infourok.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».