Задачи Рабочей программы: − сформировать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета; − определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. 1.1. Рабочая программа выполняет следующие функции: является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях; обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету; реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; включает модули регионального предметного содержания; создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся. 1. Разработка Рабочей программы 2.1. Разработка Рабочих программ относится к компетенции ОО и реализуется им самостоятельно. 2.2. Рабочие программы составляются на уровень обучения. 2.3.Рабочая программа составляется учителем-предметником на учебный год. 2.4. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета/ курса осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 2.5. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. 2.6. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы, второй хранится у учителя. 2.7. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы по учебным предметам должно быть обеспечено ее соответствие: - федеральному государственному образовательному стандарту общего образования; - примерной программе по учебному предмету; - авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию; - основной образовательной программе ОО; - учебно-методическому комплексу (учебникам). 2.8. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год. 2.9. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в Рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся. 2.10. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. 2. Оформление и структура Рабочей программы 3.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. 3.2. Структура Рабочей программы по предмету: Элементы Рабочей программы Титульный лист (Приложение № 1) Содержание элементов Рабочей программы - полное наименование ОО; - гриф принятия, утверждения Рабочей программы; - название учебного предмета, для изучения которого написана программа; - указание класса, где реализуется Рабочая программа; - фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы, квалификационная категория; - название населенного пункта; - год разработки Рабочей программы. Введение - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа; - общая концепция рабочей программы по предмету; - общие цели и задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы. - приоритетные виды и формы контроля. 1. Планируемые результаты - система тематических планируемых результатов освоения освоения учебного предмета, учебной программы; курса. - критерии оценивания - перечень и название раздела и тем курса; 2. Содержание учебного - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; предмета, курса (на каждый класс) - краткое содержание учебной темы. - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; 3. Тематическое - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; планирование с указанием количества часов, отводимых - тема урока; - региональное содержание предмета (где требуется); на освоение каждой темы (на каждый класс) (Приложение № 2) Структура Рабочей программы курсов внеурочной деятельности: Элементы Рабочей программы Титульный лист Содержание элементов Рабочей программы - полное наименование ОО; - гриф принятия, утверждения Рабочей программы; - название учебного предмета, для изучения которого написана программа; - указание класса, где реализуется Рабочая программа; - фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы, квалификационная категория; - название населенного пункта; - год разработки Рабочей программы Введение - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа; - общая концепция рабочей программы по курсу внеурочной деятельности; - общие цели и задачи курса, решаемые при реализации рабочей программы. - приоритетные виды и формы контроля. 1. Планируемые результаты - система планируемых результатов освоения курса внеурочной освоения курса внеурочной деятельности. деятельности. - критерии оценивания. - перечень и название раздела и тем курса; 2. Содержание курса внеурочной деятельности с - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; указанием форм организации - краткое содержание учебной темы. и видов деятельности (на год) - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; 3. Тематическое - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; планирование с указанием количества часов, отводимых - тема занятия; - региональное содержание предмета (где требуется); на освоение каждой темы (на год) Приложениями к Рабочей программе являются: - календарно-тематическое планирование (на класс); - контрольные работы. 3. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы 4.1. Разработка и утверждение Рабочей программы по учебному предмету (курсу) относится к компетенции ОО и реализуется ей самостоятельно. 4.2. Рабочая программа учебного предмета, курса рассматривается на заседании педагогического совета, утверждается руководителем ОО в срок до 1 сентября текущего года. 4.3. Руководитель ОО вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в ОО или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета, (авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога ОО. 4.4. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, директор ОО накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока. 4 Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается на педагогическом совете ОО, утверждается директором ОО. 4.6. Утвержденные Рабочие программы являются составной частью основной образовательной программы ОО, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОО, публикуются на официальном сайте ОО. 4.7. Администрация ОО осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля. 4.8. ОО несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 4.5. 4. Делопроизводство 5.1. Администрация ОО осуществляет систематический контроль за выполнением Рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года). 5.2. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу. 6.1. Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается на педагогическом совете ОО, утверждается директором ОО. 6.2. Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью корректировок сроков ее исполнения, а также изменений, направленных на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по следующим причинам: - карантин; - невозможность организовать замещение; - праздничные дни по производственному календарю; - отмена занятий по причине низких температур; - другие причины. 6.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: - укрупнения дидактических единиц; - сокращения общего количества часов за счет использования резерва примерных (авторских) программ; - сокращения общего количества часов за счет использования часов повторения для изучения необходимого учебного материала; - оптимизации домашних заданий; - вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме в качестве домашнего задания с последующим контролем. 6.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет исключения тематического раздела (темы) программы. Изменения в рабочую программу оформляются в виде листа корректировки по учебному предмету (курсу) (Приложение №3). 5 Приложение № 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гилёвская основная общеобразовательная школа №19 Рассмотрено на заседании педагогического совета №1 от __.08.202_г Согласовано заместитель директора ________Н.В.Иванюк «__» _____202___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Учебный год Класс Количество часов в неделю Количество часов в год Учитель: д.Гилёва, 202__год 6 Утверждаю Директор МБОУ Гилёвская ООШ №19 __________Л.А.Сивирьянова приказ №___ от ___.08.202___г Приложение № 2 (Пример № 1) Тема раздела и урока № урока Количество часов на раздел/тему Региональное содержание (если необходимо) (Пример № 2) Тематическое планирование № урока Тема раздела и урока Количество часов на раздел/тему В том числе Практические Контрольные работы работы Лабораторные работы Приложение № 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гилёвская основная общеобразовательная школа № 19 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора «___»_____202__ года Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету (курсу) (название по Учебному плану) в классе за четверть 202 -202 учебного год Учитель (фамилия, имя, отчество (полностью)) 7 Пояснительная записка Причины корректировки: Изменения в разделе «Содержание учебного предмета»: Количество часов Раздел: Всего на раздел: Всего за год: Всего за курс изучения: Тема урока Изменения в разделе «Тематическое планирование»: Количество Количество часов часов по плану с изменением Изменения в календарно-тематическом планировании № Дата(ы) урока по осн. (ов) КТП по осн. КТП « Дата(ы) фактиче ского проведе ния Тема(ы) Количество Причина Способ часов корректировки корректировки на данную тему по дано плану » ______________202____г Учитель: _____________________/ _________________________ 8 9 10