положение об оценивании детей с ЗПР

Положение о текущем контроле и нормах оценки знаний,
умений, навыков обучающихся по ФГОС ОВЗ (ЗПР)
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об
образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об
инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ Гилёвская
ООШ № 19, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего
обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом
коррекционной
педагогики
РАО
и
рекомендованной
коллегией
Минобразования РФ для использования в системе образования России.
1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в
общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы
для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений,
навыков учащихся с ЗПР.
1.3. Положение является локальным нормативным актом, принимается
педагогическим советом и утверждается руководителем учреждения.
1.4.Коррекционно-развивающее
обучение
–
форма
организации
образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в
МБОУ Гилёвская ООШ № 19, предполагающая создание специальных
условий для освоения детьми данной категории программы основного
общего образования.
1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию
благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития
познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим
положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных
работ по русскому языку и чтению учащихся с ОВЗ с индивидуальным
подходом по изменённой шкале оценивания (приложение №1).
2. Оценивание знаний обучающихся

2.1.Текущий
учителями:

контроль

успеваемости

обучающихся

осуществляется

•

в первых классах – по без отметочной системе, предполагающей критерии
относительной успешности обучающихся;

•

в 2-9 классах – по пятибалльной системе.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по
периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов
определяется учителем.
2.3. Текущий контроль по предметам, проводимых менее 0,5 часа,
осуществляется по периодам обучения – по полугодиям.

2.4. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние
работы в тетрадях обучающихся.
2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а
исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с
учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и
фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ,
выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически
тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не
допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого
урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же
предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. Сочетать
достижений.

оценку

учителя

с

самооценкой

школьником

своих

2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины
успехов
школьника
(усилие,
старание,
настроение,
терпение,
организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам).
Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние
стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам
изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые
позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных
достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и
групповых занятиях).
2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые
описательные виды оценки (некоторая устная или письменная
характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с
целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого
их мотивированной функции.
2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе
проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются
для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.
3. Отчётность по текущему контролю

3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в
классный журнал.

3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по
результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом
дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в
классном журнале по окончании каждой учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые
заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.
3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету
информировать родителей (законных представителей) письменным
уведомлением (приложение №2).
3.6.Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся
отслеживает заместитель директора
.

Приложение №1
Нормативы чтения для учащихся с ЗПР
начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе
повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги,
произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем
специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка
овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности
чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями
по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые
нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется
наблюдение за овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка
становления элементарного навыка чтения без выставления отметки.
Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения учащихся
анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова,
предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года
обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с
первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны
овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25
слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных
суждений учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I
и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет
читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова
читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие
знаки препинания в конце предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать
содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо
знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по
слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по
слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2
ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации
в конце предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы
учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет
самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов,
легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает
целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком),
темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и
предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые
ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном
тексте даже с помощью вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного
чтения со скоростью 25 слов в минуту;
-не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает
воспроизводит текст прочитанного.

последовательность,

не

полностью

3 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл
прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной
слоговой структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в
минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в
минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает
содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц,
описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении
допускает 1 - 3 ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком,
темп чтения 40 слов в минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового
чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту;

-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью
воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.

учителя;

Оценка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком,
темп чтения 35 слов в минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных
вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;
-читает бегло, целыми словами,
литературного произведения;

с

соблюдением

основных

норм

-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не
менее 80 слов в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3
ошибки;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает
которые исправляет самостоятельно.

1-2 ошибки,

Оценка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с
элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не
менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок;

-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и
исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного,
составить план;
-в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова
читает целиком), допускает большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6
ошибок;
-при чтении наизусть
стихотворения.

не

может

полностью

воспроизвести

текст

Критерии (нормы) оценок письменных работ
по русскому языку для учащихся с ЗПР
Начальная школа Объем диктанта и текста для списывания:
классы

четверти
I

II

III

IV

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Объем словарного диктанта:
классы

количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

4

до 20

Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения
и изложения носят обучающий характер.
Оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка
или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух
орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа
выполнена аккуратно.

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических,
4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и
более дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная
считается за отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи»
дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в
другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном
классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы
учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой,
выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться
следующими нормами оценок:
- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда
ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении;
- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и
правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной
части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2
заданий;

-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с
указанием вида речевого нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов,
навыков звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка»
(игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал»
(переписал), «натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл»
(набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава),
«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки),
«спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто),
«виситнастне» (висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо
хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста),
«тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли),
«кон» (конь), «лублу» (люблю).
1. Ошибки,
обусловленные
несформированностью
динамической стороны двигательного акта:

кинетической

и

•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача»

(удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки»
(дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика»
(лягушка).
1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической
стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на
большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки») пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –
«вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:
Вид
диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)
«5»
«4»

«3»
«2»
6 орфографических +
4 пунктуационных+

1 негрубая
орфографическая

2 орфографических+ 4 дисграфических
2 пунктуационных+

********

+

3 дисграфических

5 орфографических + 8 орфографических+
5 пунктуационных+ 8 пунктуационных+

Контрольный 1 негрубая
пунктуационная
+
1 дисграфическая

********
1 орфографическая +

4 дисграфических

6 дисграфических

********
4 пунктуационных+
3 дисграфических
7 орфографических+
7 пунктуационных+
5 дисграфических

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более
исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок
(исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до
«3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть
снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так
и занижения оценок.
Занижение происходит потому, что учитель:
•

в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и
описки;

•

учитывает однотипные ошибки как обычные;

•

все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:

•

учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

•

оценка не снижается за многочисленные исправления;

•

все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке
диктанта:
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не
влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:

•

ошибка на правило, не изучаемое в школе;

•

ошибка в переносе слова;

•

ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась
специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).

•

К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;

•

в переносе слов;

•

буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после
гласных в собственных именах (Мариетта);

•

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных
наименованиях;

•

при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);

•

в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в
рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);

•

в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными
причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;

•

в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского
происхождения.

•

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

•

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;

•

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие
основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем
вводном слове, на стыке союзов).

•

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую;
одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и
то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например,
выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции.
Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки
считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи,
колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного

слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая
последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой
написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных
формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия,
интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются
сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых
проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
•

коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания,
передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно,
найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

•

языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

•

навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:
Примерный объем текста
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Подробное изложение (количество слов) 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350
Классное сочинение (количество страниц) 0,5-1

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4

Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
•

первая ставится за содержание и речевое оформление;

•

вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки

Логические ошибки
- нарушение последовательности в высказывании;

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и
В изложении: неточности, искажения между предложениями;
текста в обозначении времени, места
событий,
последовательности - неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
действий,
причинно-следственных
- раздробление одной микротемы другой микротемой;
связей.
В сочинении: искажение имевших - несоразмерность частей;
место
событий,
неточное
воспроизведение источников, имен - высказывания или отсутствие необходимых частей; перестановка частей текста (если она не обусловлена
собственных, мест событий, дат.
заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от
которого ведется повествование. К примеру, повествование
ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и
построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и
стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми
ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав
ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
•

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука
болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти
у него на поводке;

•

нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно
покидает город; пули не свистели над ушами;

•

употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней
случайно;

•

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в
кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

•

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов
(например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие
которые связаны с требованиями к выразительности речи:

нарушения,

•

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных
слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;

•

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций,
особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного
из малышей);

•

смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;

•

речевые ошибки в построении текста.

•

Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;

•

нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда
Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

•

стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление
местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она
клюнула);

•

неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими
нормами
языка
(словообразовательными,
морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
•

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве
или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка,
подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

•

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь
в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий
ребенок; ложити т. д.);

•

синтаксические:
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении
(например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:

•

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села;
но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни
войны);
нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке);

•

нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен
своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в
доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

•

ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами
(например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен
мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

•

местоименное дублирование одного из членов предложения,
подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

•

пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в
волейбол).

чаще

в) ошибки в структуре сложного предложения:
•

смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны
деревьев шумят под его порывами);

•

отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса
только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической
установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как
резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.
Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя
услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима.
Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает
разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру,
ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не
орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что
является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в
синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу
написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Оценка

«5»

Основные критерии оценки
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено Допускается:
не менее 70 % исходного текста. Содержание работы 1 негрубая орфографическая,
излагается последовательно.
1 пунктуационная,
Текст отличается
богатством
лексики,
точностью
употребления
слов,
разнообразием
синтаксических 1 грамматическая,
конструкций.
Достигнуты
стилевое
единство
и
выразительность текста. Допускается 1 недочет в 1 логопедическая ошибка
содержании
Допускаются:
1.Содержание работы в основном соответствует теме,
имеются незначительные отклонения от темы.

«4»

Грамотность

2 орфографических +
3 пунктуационных +

2. Содержание изложения в основном достоверно, но 3 грамматических +
имеются единичные фактические неточности, при этом в 3 логопедических ошибки.
работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются
незначительные
нарушения
последовательности
в 1 орфографическая +
изложении мыслей.
3 пунктуационных +
Лексический и грамматический строй речи достаточно
3 грамматических +
разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной 3 логопедических ошибки.
выразительностью.

0 орфографических +

Допускается не более недочетов в содержании и не более 34 речевых недочетов.

4 пунктуационные +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения

Допускаются:

от заявленной темы.

0 орфографических +

Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней
допущены 3-4 фактические ошибки.

5-7 пунктуационных

Объем изложения составляет менее 70 % исходного
текста.

и негрубых) +

Допущено нарушение последовательности изложения.

4 логопедических ошибки.

Лексика
бедна,
употребляемые
синтаксические
конструкции однообразны. Встречается неправильное
употребление слов. Стиль работы не отличается
выразительностью.

6 орфографических +

(с учетом повторяющихся

7 пунктуационных +
4 грамматических + ошибки

Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей; объем
изложения составляет менее 50 % исходного текста.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех
частях работы, отсутствует связь между ними.
«2»

Текст
сочинения
заявленному плану.

(изложения)

не

соответствует

Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и
обороты речи почти отсутствуют. Работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты случаи
неправильного употребления слов.
Нарушено стилевое единство текста. Допущено
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

6

Допускаются: 7 и более грубых
орфографических
ошибок
независимо от количества
пунктуационных;
8 и более пунктуационных
ошибок
(с
учетом
повторяющихся и негрубых)
независимо от количества
орфографических.
Общее
количество орфографических и
пунктуационных ошибок более
8 при наличии более 7
грамматических

Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность
замысла
ученического
сочинения,
уровень
его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла,
его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на
один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке
работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5»
превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.

Приложение №2
Уведомление.
Довожу до Вашего сведения, что ваш сын (дочь)
ученик (ца)

,

класса не усвоил программный материал по

за
Рекомендую Вам

Учитель

подпись

дата

г.

20

Ознакомлен (а), согласен (а), не согласен (а). Второй экземпляр получен на руки.
Родитель

подпись

дата

г.

20

Уведомление.
Довожу до Вашего сведения, что ваш сын (дочь)
ученик (ца)

,

класса не усвоил (а) программный материал по

за
. Переведен в следующий класс условно с обязательной
сдачей экзаменов по неусвоенным предметам в первом квартале следующего учебного
года. В случае не успешной сдачи экзаменов, будет оставлен на повторное обучение.
Рекомендую вам дополнительные занятия в период летних каникул.
Учитель

подпись

дата

г.

20

Ознакомлен (а). Второй экземпляр получен на руки.
Родитель

подпись

дата

20

г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».